SOSERIOUSFASHION

Fashion Tech в России: найти юбку по фотографии и создать одежду из апельсина

So Serious Fashion

Зарубежные эксперты и аналитики fashion-индустрии в один голос трубят о необходимости внедрения новых технологий для улучшения не только качества одежды, но и состояния окружающей среды. Стоит ли нам в ближайшее время ожидать футболок из «умной ткани» на полках магазинов, и есть ли что-либо, что может предложить рынку Россия?

В художественном фильме 1951 года «Человек в белом костюме» эксцентричный изобретатель Сидни Стрэттон  создает необыкновенную по своим свойствам ткань: не рвется, не мнется, не пачкается. Сначала начальству гения такое новшество кажется способом привлечения новых рынков, а значит, и ростом прибыли. Но только финал у этой картины не столь радужен — анализ перспектив такой чудо-ткани приводит к полному уничтожению «фастфэшн», и вслед за ней, третьей по величине индустрии. Вердикт: инноваций не будет, ткань из хлопка — наше все.

So Serious Fashion

 

Благодаря «вмонтированным» в ткань серебряным нитям «умные» футболки считывают пульс, глубину дыхания и другие показатели, которые затем отправляются на iPhone или Apple Watch тренирующегося

 

В 2017 году мода более открыта для всего нового, даже в технологической сфере. Проводятся саммиты, хакатоны, конференции (в России это Fashion Tech Week), а мировые авторитетные издания индустрии, такие как The Business of Fashion и WWD,  еженедельно выпускают крупные аналитические материалы об инновациях. Даже «гиганты» сферы с многомиллионными оборотами и лояльностью покупателей внедряют в свою продукцию новые технологии. Так, Ralph Lauren создал PoloTech. Благодаря «вмонтированным» в ткань серебряным нитям «умные» футболки считывают пульс, глубину дыхания и другие показатели, которые затем отправляются на iPhone или Apple Watch тренирующегося, чтобы специально разработанное приложение тут же их проанализировало. Fashion Tech как новый способ модификации и улучшения модной индустрии набирает обороты по всему миру, показывая свою жизнеспособность и, в своем роде, необходимость.

So Serious Fashion

Захлестнуло ли Россию стремление к технологизации моды? В начале июня 2017-го Мирослава Дума, основатель Buro 24/7, уже выступала спикером на 5-ой Международной конференции Startup Village в «Сколково». Объектом интереса ученых и инвесторов стал новый проект Мирославы — компания Fashion Tech Lab, которая, по задумкам создательницы, должна объединять в себе бизнес, моду и технологические инновации с заботой об окружающей среде.

 

В бюджете Fashion Tech Lab — 50 миллионов долларов, и названы уже два проекта, в которые FTL собирается их инвестировать

 

Fashion Tech Lab состоит из трех составляющих: экспериментальной лаборатории, связи между технологией и модой и инвестирования в технологичные и социально-ответственные проекты (венчурный фонд). Таким образом, проект будет работать на благо экологической среды и моды и поддерживать компании, которые также заботятся о том, из каких материалов и ресурсов производится их продукция.

So Serious Fashion

Сейчас в бюджете Fashion Tech Lab — 50 миллионов долларов, и названы уже два проекта, в которые FTL собирается их инвестировать: Diamond Foundry (выращивание алмазов в лабораторных условиях) и Orange Fiber (производство тканей из апельсиновых корок). В консультационный совет проекта входят дизайнер Диана фон Фюрстенберг, бывший инвестор Net-a-Porter Кармен Баскет и основатель проекта Eco-Age Ливия Фёрт. Как заявила Мирослава в интервью Business of Fashion, некоторые из ученых, которые займутся разработками в Fashion Tech Lab, раньше работали в оборонной и космической промышленности, и их инновации до сих пор были доступны исключительно для этих отраслей.

Директор венчурного интегратора CLMI Ventures, советник Департамента Инноваций Университета ИТМО Константин Карчмарский

So Serious Fashion

SSF: Справедливо ли говорить, что модная индустрия в России преображается и модифицируется благодаря новым технологиям, или же это только западная история?

Константин Карчмарский: Изменения в российской модной индустрии, связанные с технологиями, ещё только начинаются. Точнее, это строительство с нуля, поскольку были и есть творцы, были и есть разработчики интересных технологий, но индустрии в общем-то давно нет. Если не считать пошива школьной и военной формы, конечно, и нескольких брендов, которые смогли выжить в условиях современной российской экономики. Но это не индустрия. К счастью, сейчас, во многом благодаря комплексно мыслящим и современным людям в АСИ (Агентство стратегических инициатив — прим. SSF) и Национальной Палате Моды, на самом высоком уровне появилось понимание того, что второй после еды рынок имеет смысл развивать, пользуясь тем, что глобальная индустрия моды переживает радикальную трансформацию и, в общем-то, все находятся примерно в одинаковых условиях и открыты для сотрудничества по построению будущего.

Что касается Запада, я вообще не очень люблю эту бессмысленную абстракцию. Такие индустрии, как мода, глобальны, при этом в разных странах разные компетенции, огромное количество целевых аудиторий. В такой обстановке ты либо сотрудничаешь со всеми, либо шьёшь униформу. И то не факт, что в России. 

Нужно ли стимулировать моду принимать новейшие разработки в области коммуникаций и информационной безопасности? Охотно ли идет внедрение технологий?

Хороший вопрос. Чтобы на него ответить, надо разделить два совершенно разных потока индустрии моды. Один поток — тот, который связан непосредственно с созданием вещей. Создателей необходимо обучать пользованию новыми технологиями. Они вряд ли будут сопротивляться, поскольку или ты используешь новые возможности, или гибнешь в попытках продать свои три курточки за пять сольдо в год, как это происходит сейчас.

Второй поток — это совокупность технологических компаний, которые образуют новые бизнес-процессы, обеспечивающие всю цепочку — от дизайна до конечного потребителя и обратно. Это совсем другой бизнес, требующий довольно больших инвестиций и тоже немало творчества, но уже в области управления. Собственно, инициатива FashionNet НТИ — это как раз про этот второй поток, который по идее должен создать целую экосистему и обеспечить работой творческих людей в мире моды, а потребителей — максимальным разнообразием товаров.

So Serious Fashion

Что касается проблемы принятия новых технологий, то это, скорее, вопрос о потребителе и о новых видах товаров и услуг. В основном, это касается всякой «умной одежды», персонализированных вещей, напечатанных на 3D-принтерах из новых, но непонятных пользователю материалов, способов подбора и совершения покупки и так далее. У каждого из этих процессов есть характерная динамика принятия потребителем, которая более-менее понятна и которую нужно учитывать. А вот риски, в основном, связаны с отсутствием пока что целостных цепочек бизнес-процессов, о которых я упомянул выше. Если они все есть и надёжно работают, можно с понятным риском вкладываться в новые форматы взаимодействия с потребителем, а если нет, то риски слишком высоки. Мы все знаем печальную судьбу 3D-телевидения или до сих пор слегка тревожное положение дел у Smart TV, в которых понятным было только одно звено цепи, а все остальные должны были «вдруг» появиться сами из месива не связанных между собой мелких проектов.

Есть ли примеры российских стартапов в направлении Fashion Tech?

Да, несомненно. Мне очень нравятся Cappasity 3D и GetSarafan, например.


ПРИМЕЧАНИЕ

Cappasity — облачная платформа для электронной коммерции, которая позволяет увеличить конверсию благодаря интеграции 3D/VR/AR технологии в бизнес-процессы. Платформа предоставляет комплексное решение по созданию, хранению и интеграции 3D контента в сайты интернет-магазинов.

GetSarafan — программа по поиску одежды по фотографии. Команда стартапа уже работает со многими интернет-магазинами: при анализе гардероба с картинки программа переадресует пользователя на партнерский сайт с похожим товаром.


Любопытно то, что для  Fashion Tech адаптируются технологии, которые вообще-то делались для других индустрий. Многие из них сквозные. Например GetShopTV, E-Contenta, AdNetic — стартапы изначально для медиа-индустрии, однако они, при определённой адаптации имеют прямое отношение к радикально новой системе дистрибуции товаров и денег. А новая система дистрибуции — одна из основ новой индустрии моды.

Текст: Валерия Парфенова

Фото: mosnation.com, ftlab.com, startapy.ru

Яндекс.Метрика