SOSERIOUSFASHION

ИНТЕРВЬЮ: Сетмер Асанов, байер универмага Au Pont Rouge

So Serious Fashion

Работа байера – это не только творчество и креатив, здесь важны расчет, аналитическая работа с цифрами и таблицами Excel, считает Сетмер Асанов, байер крупнейшего петербургского универмага Au Pont Rouge. В интервью для So Serious Fashion Сетмер рассказал о важных аспектах профессии, особенностях российских покупателей и бешеном графике во время закупок.

SSF: Сетмер, у нас в России профессиональные байеры появились не так давно. Расскажите о самых важных сторонах вашей работы.

Сетмер Асанов: В России, чтобы стать байером, нужно знать рынок модной индустрии от и до. Ты должен понимать, что и в каких городах лучше всего продается, чего хотят люди, нужно разбираться в тенденциях и, конечно же, – владеть английским языком как минимум.

Как лично вы пришли в профессию?

Я работаю в этой индустрии с 18 лет. Начал свою карьеру продавцом в концептуальном мультибренде. Руководство и команда байеров заметили во мне способности, и я поехал с ними как ассистент на закупку коллекции осень/зима 2005 в Милан, потом в Париж. Там я помогал закупать коллекции и одновременно познавал суть профессии. В процессе руководству стало понятно, что я вижу коммерческие вещи и выбираю, как правило, самые удачные модели из всей коллекции. По отчётам продаж было видно, что в моих заказах лучший показатель оборачиваемости.

На первых этапах у вас были ошибки? К примеру, ставили на одного дизайнера, а выстрелил совершенно другой?

У меня не было ошибок (смеётся). Потому что, помимо опыта, у меня есть определенное понимание того, что сейчас происходит в бизнесе, я просто читаю профессиональную литературу и подписан на редкие аналитические сайты, такие как WGSN. На заказах в шоурумах я не сомневаюсь в том, что реально может продаться в Санкт-Петербурге, а что нет.

So Serious Fashion

Как-то на интуиции это происходит?

На интуиции тут, конечно, далеко не уедешь. Прежде чем выбрать вещь для магазина, необходимо понимать клиента. Еще нужно учитывать географические особенности. Например, в Петербурге белые вещи редко покупают. Очень часто брюки, пиджаки и верхняя одежда белого цвета остаются на распродаже. То есть баинг – это знания не только рынка: нужно знать своего покупателя, для которого ты вообще все это заказываешь.

А покупателям Au Pont Rouge что нравится?

Наши покупатели приходят за стритстайлом – за Astrid Andersen, Blood Brother, Alexander Wang, AMI. В нашем брендлисте очень много брендов, которые представлены на территории страны эксклюзивно. В этом и есть уникальность нашего универмага. Как и в 1907 году когда-то продавлись уникальные товары из Франции и других стран.

Какое соотношение творчества и холодного расчета есть в вашей профессии? Свод, анализ и планирование всё-таки вытесняют креатив?

В работе байера главное – это, конечно, расчет, аналитическая работа с цифрами, со сводными таблицами Excel, занесение заказов в 1С и как минимут 30 писем в день. От того, что ты закупил, зависит дальнейшая работа отдела продаж, успех всего универмага и тех, кто в нём работает, поэтому это очень большая ответственность.

So Serious Fashion

Лично у меня 62 бренда, столько же встреч необходимо провести за одну закупочную сессию. Во время заказов в Париже или Милане в электронную почту весь день поступают письма, на которые вечером, по приезде в отель, нужно ответить. Часто даже не хватает времени, чтобы пообедать. Работы много, времени мало. Некоторые думают, что работа байера – это сидеть на показах и пить шампанское, ходить на вечеринки и в рестораны. Во время рабочего дня в командировке необходимо занести всё, что я заказал, в систему компании и выслать в офис, так что на показы я не успеваю сходить.

А хочется?

Не то чтобы хочется, просто иногда это необходимо, даёт тебе больше информации. На фешн-шоу можно прочувствовать атмосферу, тему коллекции, и тогда у байера складывается полная картина.

Вообще, байерам часто приходится рисковать? К примеру, когда закупаете какие-то новые марки.

Да, определенный риск присутствует. Например, есть популярные бренды, которые очень хорошо продаются в Лондоне и в Нью-Йорке, но ты можешь привезти в Россию, а они не будут иметь коммерческий успех. Очень сложно в нашей стране продавать новые бренды, потому что наш покупатель, как правило, ориентируется на то, что ему уже известно: Gucci и Chanel продать намного легче.

Какая разница между российским клиентом и зарубежным?

Зарубежный клиент не гонится за брендами, он любит экспериментировать, покупать что-то новое, изучать. Российский более консервативен. И ему все-таки важнее статус и название бренда, чем сама вещь.

So Serious Fashion специализируется на российской моде, и у вас на сайте представлено несколько отечественных брендов: Arny Praht, Alena Akhmadullina, Oh, my, Walk of Shame. А в чем особенность закупок российских дизайнеров?

Сейчас как раз пошла тенденция на российских дизайнеров. Причем интересуются ими не только россияне, но и иностранцы. Au Pont Rouge находится в туристической зоне: рядом – пятизвездочные отели, куда приезжает очень много состоятельных туристов. А иностранцам не интересны зарубежные дизайнеры: Kenzo, Marni и Chanel у них и так есть. А вот что-то такое русское, колоритное, им очень интересно.

Однако проблемы с отечественными марками тоже есть: они не могут вовремя произвести то количество, которое мы запрашиваем, бывает не все гладко с документацией, потому что многие перспективные бренды находятся на самом первом этапе и во многом еще не разбираются.

So Serious Fashion

Из-за недостатка опыта?

Да. Есть бренды, которые на рынке присутствуют уже лет пять-десять, и у них все четко и структурировано: они сразу высылают нам свои сертификаты, вообще все необходимые документы. А есть бренды, которые умеют производить интересные коллекции, но пока не понимают, что вообще делать с ними, для них эта бюрократия – что-то страшное и неизвестное.

В вашем списке есть какие-то бренды-новички, открытием которых вы гордитесь?

Российский дизайнер Гоша Рубчинский – на данный момент самый популярный дизайнер не только у нас в стране, но и за границей. Когда мы его закупали, он еще не был настолько известен. У нас есть клиенты, которые приезжают специально, чтобы купить его вещи.

Можете выделить какие-то важные моменты, на которые байер обращает внимание в первую очередь?

Прежде всего, важно качество и детали. Ты не придумаешь новое пальто. Велосипед уже изобрели тоже. Чем можно выделиться? Либо необычными материалами, либо кроем, либо интересной фурнитурой. Многие дизайнеры предлагают настолько неинтересные вещи, что не могут составить конкуренции другим и прогорают.

А ценообразование? Раньше покупатели часто жаловались, что российские дизайнеры стоят дороже, чем зарубежные, поэтому «made in Russia» не выгодно покупать.

Какие-то дороже, какие-то нет. Цены во многом зависят от объемов производства, а российские дизайнеры отшивают коллекции не в таких масштабах, как зарубежные. Если ты заказываешь на производстве миллион футболок, можешь заплатить за каждую по 30 рублей. Заказывая десять, ты отдашь по 3000 рублей за каждую вещь, и это уже существенная разница.
So Serious Fashion

Часто бывает, что вы пришли на встречу, а вам коллекция вообще не понравилась? Что в таком случае делаете?

Бывает и такое. Приходится выдумывать, что там взять наиболее приемлемое. Если всё совсем плохо, отказываюсь от закупки в этом сезоне, но лучше так не делать. Есть один бренд, который начал хорошо продаваться, были просто шикарные коллекции! Я и сам носил их одежду. Но сейчас то, что они выпускают, никуда не годится. Клиенты жалуются, да я и сам вижу. Приходится отказываться: не можешь же вечно содержать марки, у которых нет продаж.

А в период между закупками чем занимаетесь?

Это как раз отличное время, когда ты можешь перевести дух и разобраться со своими делами, показать коллекцию руководству, продавцам, провести тренинг. К нам часто приезжают партнеры из Лондона, Парижа и Милана. Сами дизайнеры иногда смотрят, как представлен их продукт в универмаге.

К тому, как развешаны вещи, у них тоже бывают вопросы?

Бывают. Говорят: «А почему мы тут висим, а не там? Почему у нас место у входа? Мы хотим висеть вот здесь. Почему тут манекен есть, а нашего нет?».

Мода – жутко динамичная сфера, поспеть за изменениями бывает очень сложно. Особенно в работе байеров: встречи, встречи, закупки, продажи. Случается ли у вас выгорание на работе?

У меня точно нет. Я чувствую, что нахожусь на своем месте. Каждый сезон происходит что-то новое, интересные встречи, знакомства с новыми брендами. К тому же, мне нравится следить за их развитием: что нового добавили, какие продажи в других городах. Когда работаешь в таком ритме, понимаешь, что жизнь кипит, и хочется двигаться дальше.

Текст: Виктория Гринько

Фото: Анастасия Хромышева

Яндекс.Метрика