SOSERIOUSFASHION

ИНТЕРВЬЮ: Ангелина Осипова об импорте текстиля

So Serious Fashion

Закупка иностранного текстиля для дизайнеров – вопрос серьёзный и насущный. Он неразрывно связан с юридическими и таможенными тонкостями. Производители одежды хотят правильно и максимально безболезненно провезти ткани через границу и иметь юридически «чистый» текстиль. Ангелина Осипова даёт свою экспертную оценку и профессиональные советы.

Ангелина Осипова: Действительно, вопрос импорта текстиля волнует, и об этом надо говорить. Сразу отмечу, моё мнение субъективно и основано только на личном опыте. Многолетняя работа с Евросоюзом дала мне некий таможенный бэкграунд. И я готова поделиться знаниями с читателями.

SSF: Для перевозки тканей между Россией и Евросоюзом существуют специальные соглашения и требования? Или перевозка происходит по общим правилам?

Россия с Евросоюзом работает согласно Международному своду правил под названием Инкотермс (от англ. International commerce terms). Это общие правила, которым следуют все.

Границу с Китаем пройти проще, чем с Европой?

Я вплотную с китайскими производителями не работала и не могу дать объективную оценку. Но уверена, это дольше из-за географического расположения. В поставках из Китая зачастую используются несколько видов транспорта: морской и автомобильный.

Могу сказать, в целом поставка товара из-за границы – это не просто и требует знаний и опыта. Поэтому лучше работать с профессионалами.

На каком транспорте чаще всего транспортируют крупные поставки тканей из Европы?

Из Италии ткани в основном ввозятся автомобильным транспортом. В Европе много складов, это позволяет транспортным компаниям консолидировать грузы, что значительно удешевляет небольшие поставки. Ну а под крупные фрахтуются отдельные фуры.

Какие бумаги требуются для перевозки?

Нет смысла писать полный пакет нужной документации для прохождения таможни. Когда человек начнёт вплотную этим заниматься, он сам найдёт этот перечень. Скажу лишь, что сбор документов – это не легко и не сложно. Это – ответственно и требует чёткости.

Не каждый обладает таким терпением и умением. В крупных фирмах существует отдельная должность специалиста по перевозкам, тогда как малый бизнес не имеет возможности нанимать таких работников. И предприниматели боятся вопросов таможни, ведь даже маленькая ошибка может повлечь последствия. Поэтому лучше обращаться к импортёрам, которые имеют опыт работы в этой сфере и которые сами занимаются таможенным оформлением. Профессионалы умеют правильно читать иностранные документы, определяют  условия поставки, сумму таможенных платежей, подлежащих обязательной уплате. Многие доверяют процесс оформления документов нерадивым брокерам и не проверяют бумаги.

Часто бывает, что реальная поставка не соответствует написанному в российских документах (вес, состав, производитель не соответствует декларируемому грузу). А сейчас налоговым органом не составляет никакого труда проверять эти моменты.   

Важно обращать внимание на «зеркальность» документооборота поставщика и покупателя импортного товара (совпадение данных Книги продаж вашего поставщика, с данными, отраженными в вашем учете). Даже если это покупка не у импортера, а у седьмого перекупщика в цепочке, все равно последний покупатель и будет «крайним»  для налоговых проверок.

А можно ли воспользоваться какими-либо обходными путями, чтобы упростить прохождение таможни?

Могу сказать следующее: некоторые брокеры и импортёры предлагают клиентам серые схемы, тем самым удешевляя услуги. Не экономьте! Лучше сделать всё по закону и спать спокойно, нежели нажить проблемы с таможенными и налоговыми структурами. Чистота сделки – дорогое удовольствие, но у нас такое законодательство.

Каких перемен, на ваш взгляд, требует таможня?

В целом, кардинально никаких изменений за последнее время не было, но небольшие правки вносятся постоянно. Особенно мы переживали при вводе санкций. На текстиль это не распространилось, хотя мы с содроганием смотрели новости каждый день. Очень жаль людей, у кого разворачивали фуры с продуктами, мясом, сыром… С точки зрения текстиля было бы хорошо уменьшить пошлины. Понятно, зачем государство вводит такие сборы на импортный текстиль: власти хотят развить отечественное производство и ориентировать дизайнеров на российский текстиль. Но как можно развивать то, чего нет?

А в чем тогда преимущество европейского текстиля?

Те ткани, которые предлагает Европа, отличаются интересным дизайном, сложной структурой, фантазийными сюжетами. В России такого текстиля никогда не было. И когда государство вводит высокие пошлины на сложные ткани – это не понятно. Так мы не даём развиваться другому сектору отечественного производства – швейному. Наши дизайнеры ограничены в выборе, стеснены ценовыми рамками. Им тяжело быть конкурентными на мировом рынке и по этим причинам тоже.

Когда вы поняли, что стоит предлагать клиентам консультации по таможне?

Я стала заниматься таможенными вопросами три года назад. Поскольку у меня экономическое образование, то основу документации в России я знаю давно.  А сейчас клиенты стали всё чаще просить консультации на таможенную тему. Потому как хотят полный пакет услуг. Мы сейчас даем клиенту выбор. Или прямая поставка (клиент сам занимается таможенным оформлением, мы осуществляем только back office и консультирование), или импорт «под ключ» с доставкой «до дверей», где мы сами занимаемся поставкой и таможенным оформлением, при этом предоставляем полный пакет российских документов.

Из чего складывается стоимость перевозки?

Стоимость перевозки зависит от партии. Скажу наверняка, на перевозку уходит более 30% от всей стоимости ткани. Только НДС составляет 18%. Мне часто звонят неизвестные транспортные компании и предлагают некие «оптимизированные» схемы.

Подобный способ удешевления не приводит ни к чему хорошему. Я предостерегаю своих клиентов от такой ложной экономии. Ведь неизвестно, каким именно образом некоторые транспортёры оптимизируют процесс перевозки.

Наиболее безопасный способ – прибегнуть к услугам back office, когда между вами и фабрикой только один агент. Мы тоже предоставляем такую опцию и отслеживаем сделку от производства заказа на фабрике и до его выгрузки у ваших дверей.

А вообще, просвещён ли наш текстильный рынок в вопросах таможни?

Сложно ответить. Всё индивидуально. Хотя, конечно, большинство клиентов не осведомлены в законах и вопросах документации. Но это нормально. Дизайнер не обязан знать всё на свете. Поэтому следует обращаться к специализированным консультантам. Но, к сожалению, не все пока осознают важность таможенной аккуратности. Лично я предоставляю клиентам полный пакет документов, не только накладную, но и сертификаты, заверенные в торговых палатах, декларации соответствия. Сейчас покупатель одежды в России защищён: налоговые органы тщательно проверяют все документы. А производитель обязан указывать на этикетке все выходные данные: название, состав тканей, условия ухода. Существуют отработанные схемы возврата одежды.

Главное, что хочется сказать дизайнерам и производителям: в любой проблемной ситуации с таможней и документацией будут нести ответственность именно они, а не транспортёры и брокеры.

Текст: Аглая Сенина

Фото: Иван Ситнянский

Яндекс.Метрика