SOSERIOUSFASHION
Overview,  So Serious Fashion, so-serious.ru

На Новой сцене Александринского театра состоялось межсезонное fashion-событие – SPBFW Overview 2015. Петербургские дизайнеры представили капсульные коллекции, а инсайдеры модной индустрии подискутировали о ключевых проблемах отрасли в рамках двух круглых столов.

В дискуссии на тему «Санкт-Петербург – интеллектуальная столица моды России» приняли участие председатель Fashion Syndicate St.Petersburg Никита Кондрушенко, креативный директор Fabric Fancy Сергей Хромченков и председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. Аудитория – fashion-журналисты, блогеры и дизайнеры – также активно участвовала в обсуждении.

На повестку дня были выставлены актуальные проблемы российской модной индустрии, взаимодействие модных инсайдеров с властными структурами и поддержка отрасли со стороны государства.

Эльгиз Качаев отметил позитивные сдвиги в содействии развитию fashion-бизнеса со стороны петербургской администрации: «Город развернулся лицом к данной тематике. В этом году двадцать девять предприятий получили от государства десять миллионов рублей на аренду продовольственных и складских помещений, а также на компенсацию выставочной деятельности». Одним из самых успешных проектов правительства Качаев назвал организацию «Шоу-рума № 35».

Мы ориентировались на пожелания молодых дизайнеров, в итоге у нас получилось совместить шоурум и магазин, прибыль которого уже превысила три миллиона рублей.

Чиновник также выразил надежду, что в ближайшем будущем государственные проекты по развитию модной индустрии только расширятся: «Мы считаем, что наши административные возможности должны быть направлены на поддержку дизайнеров. Наша задача – в течение нескольких лет сделать так, чтобы город «зазвучал». Самое главное – подвести экономическую базу и подготовить кадры».

Overview,  So Serious Fashion, so-serious.ru

После выступления Эльгиза Качаева слово взял Никита Кондрушенко и рассказал, почему развитие отраслевой промышленности поможет поднять всю экономику страны.  «У нас нет производства тканей, а решение этого вопроса затронуло бы и решение проблем с животноводством, растениеводством, химической промышленностью, станкостроением, — уверен спикер. — Развитие индустрии моды в сфере производства – это и колоссальное финансирование, и весомые налоги в казну, и обеспечение работой огромного количества людей».

Также Кондрушенко высказался по поводу одной из наиболее актуальных проблем российской модной индустрии, а именно – разделения дизайна и швейной промышленности: «У нас большие швейные организации отшивают одежду, от которой хочется рыдать, а маленькие ателье не способны выпустить размерный ряд в достаточном тираже. В России дизайнеры отдельно, швейники отдельно».

В ходе обсуждения дизайнера Ию Йоц, присутствующую среди аудитории, заинтересовала целесообразность функционирования Синдиката Моды. В итоге этот вопрос перерос в настоящую дискуссию. Никита Кондрушенко отстаивал права организации и не раз заметил, что Синдикат, прежде всего, существует, чтобы лоббировать интересы дизайнеров в правительственных структурах.

Йоц волновал и вопрос закупок дорогостоящих иностранных станков, расходы на которые государство не в состоянии полностью компенсировать. Ответ на этот вопрос нашелся у Эльгиза Качаева: он поделился планом создания общественного индустриального цеха, куда можно было бы закупить обсуждаемое оборудование.  «Город может сам купить станки и сделать центр коллективного пользования. У нас уже есть план «индустриального бизнес-инкубатора», есть помещение и есть деньги на это. Мы в состоянии закупить швейное оборудование.  Давайте вместе подумаем об этом»,  — призвал Качаев всех заинтересованных лиц.

Overview,  So Serious Fashion, so-serious.ru

Когда дискуссия подходила к концу, разговор неожиданно вошел в иное русло – из зала прозвучал вопрос студентки СПБГЭУ об «особом пути» российской моды:

«Не представляется ли вам, что в центре дискуссий о развитии отечественной индустрии моды стоит базовый спор между западниками и почвенниками? Есть ли у модной отрасли в России свой особый путь или она должна развиваться по западному образцу? Может быть, наша культурная инаковость делает лучшие западные практики неприменимыми в России?».

Вопрос вызвал у аудитории бурную и неоднозначную реакцию: кто-то не смог сдержать смеха, а кто-то всерьез принялся размышлять о самобытности.

Сергей Хромченков первым из спикеров вступил в дискуссию:

Я не думаю, что России нужен путь изоляции. Определенная специфика у российской моды есть, но и любая другая страна тоже вносит в мировой дизайн часть своей культуры. И какая разница, кто открыл то или иное? По этой логике мы должны в России отменить законы Эйнштейна или Ньютона. Давайте будем оставаться в рамках разума и адекватности.

Никита Кондрушенко посоветовал девушке вообще избавиться от словосочетания «особый путь», а Эльгиз Качаев заметил, что у нас многонациональная страна, поэтому говорить об абсолютном доминировании исконно русской культуры не приходится.

Из зала прозвучало мнение о том, что адекватная степень самобытности российской моды заключается в учете особенностей отечественного климата и менталитета. С этой позицией согласился Качаев: «Тот предприниматель успешен, который умеет видеть эти особенности и использовать их в своем производстве».

В конце дискуссии спикеры посоветовали тем, кто считает подход тотальной изоляции верным, съездить в КНДР и «освежить память».

Второй круглый стол был посвящен вопросам отраслевого образования. Активным спикером вновь выступил Никита Кондрушенко, к нему присоединилась преподаватель и эксперт в области истории костюма и моды Ольга Калашникова.

Overview, So Serious Fashion, so-serious.ru

Кондрушенко обозначил не самое оптимистичное состояние модного образования в России: «У нас много профильных вузов, которые каждый год выпускают специалистов. Но, к сожалению, практика показывает, что качество этого образования в подавляющем большинстве случаев не удовлетворительно». Председатель городского Синдиката Моды также заметил, что выпускники сосредоточены на процессе творчества и совершенно не ориентированы на реальность, связанную, прежде всего, с ремесленным производством:

Выходят дизайнеры, которые рисуют неплохие картинки, но рабочих эскизов – процентов пять от всех». В связи с этим Кондрушенко высказал мнение, что вузы должны начать неспешно, но настойчиво лишать будущих дизайнеров иллюзий по поводу их деятельности.

 Ольга Калашников смягчила пессимистичный настрой своего коллеги и заметила, что кое-какие сдвиги в области модного образования уже есть, и что, в целом, все не так плохо: «В художественных школах постепенно происходит модернизация. Сами студенты приходят и говорят: «Нет, мы больше не хотим по-старому».  В пример Калашникова поставила Университет Технологии и Дизайна, который недавно выделил Институт бизнес-коммуникаций в сфере fashion (а по словам спикеров, управление в модной индустрии – одно из наиболее перспективных и необходимых направлений).

Overview, So Serious Fashion, so-serious.ru

Главный минус отраслевого образования в России, по мнению Калашниковой, – это низкий престиж технологического направления, связанного с непосредственным пошивом одежды: «Вопрос сохранения ремесла насущнейший. Мы уже тридцать пять раз говорили, что у нас нет адекватных технологов и конструкторов. И пока не открылось ни одного нового училища. Как поднять престиж профессии?  Я думаю, этому бы способствовало создание в городе экспериментального производственного центра, где могли бы доходчиво учить работе с оборудованием. Неужели Петербург не может себе этого позволить?!».

В завершении обсуждения, директор Модного Дома Анны Овчинниковой, находящийся в зале, выразил мнение, что учебные заведения в отрасли вообще не нужны: «Надо брать человека, ставить его к станку и с нуля всему обучать на практике». Ольга Калашникова пояснила, что профильные ВУЗы, такие как, например, Мухинское училище – это, в первую очередь, необходимое художественное образование, которое обеспечивает системность мышления и нужное мировоззрение.

Просто «Муха» должна перестать обманывать и начать говорить правду: «Мы даем фундаментальную художественную школу, которая не имеет никакого отношения к дизайну. И тем более к бизнесу.

«Зачем тогда эта художественная база, если человек хочет заниматься бизнесом в индустрии?» — поинтересовался журналист из зала. В ответ спикер красноречиво сравнила моду с балетом: «Если у тебя есть школа классического балета, ты станцуешь что угодно. А если у тебя только модерн, то классику ты не станцуешь».

Текст: Анна Бирюкова

Фото: Денис Алексеев

Facebook as a global internet platform is an avenue of great opportunities find someone by their cell phone number with http://www.phonetrackingapps.com/

6 Comments

  1. ANNA 08.12.2015 at 14:47

    На ряде форумах( посвящённые развитию лёгкой промышленности) прошедших в последние месяцы в Санкт-Петербурге, вывод только один, мы услышали от представителей развития многообещающие планы, выступление дизайнеров (не имеющие фундаментальных знаний) и не имеющих образования, и вывод только один чем дольше мы будем поддерживать необразованность в стране тем дольше лёгкая промышленность будет существовать только лишь как получения быстрой и лёгкой прибыли. Самоучкой может быть художник потому что это талант данный нам при рождении ( либо ты рисуешь либо нет), но дизайнер, модельер или технолог не может быть самоучкой – необразованность это БИЧ современного поколения.
    Разрешение работы и развития той или иной деятельности только людям с соответствующим образование повысит как уровень развития л\п так и качество выпускаемой продукции, отсюда и на рынке появиться потребность в изготовлении собственных комплектующих материалов ( отказ от импортных) и конечно увеличении рабочих мест.
    (Дважды студент СПБГУТД)

  2. Анна Бирюкова 08.12.2015 at 16:05

    Абсолютно согласна насчет необразованности. Причем это болезнь не только модной индустрии, у нас во многих сферах так. А еще, хотелось бы слышать от экспертов на подобных мероприятиях больше конкретики относительно развития легкой промышленности: что, где, когда и каким образом. Думаю, к ответу надо приглашать и представителей колледжей, училищ и вузов, где дается техническое образование в модной сфере. Плюс, соглашусь с выступившей Калашниковой – престиж технических профессий очень низкий, надо разрабатывать грамотные стратегии его повышения (как на уровне образовательных учреждений, так и на более глобальном – государственном). Пока в обществе не устоится мнение о том, что быть швеей не зазорно, а прибыльно и интересно, ничего не будет происходить. А чтобы мнение устоялось, государству бы надо действительно больше развернуться в сторону индустрии и начать туда вкладывать. Но это в спокойное время хорошо….а пока у властей другие заботы.

  3. Денис Алексеев 08.12.2015 at 17:23

    Мы живём в достаточно великой стране- России. Здесь достаточно много возможностей предоставляется людям, но только тем, которые видят и готовы реализовывать эти возможности в идеи и проекты. А другие только способны сетовать на государство и его устрой, и удивляться происходящему. К сожалению в нашей стране, корочка о высшем образование ничего уже не значит, скорее не не значит, а не имеет именно практической ценности. Поскольку наш уровень образования в высших учебных заведениях зачастую не соответствует их статусу. Программы устарели и никто не хочет менять их. Хороших преподавателей не составит пересчитать, именно тех кто хоть раз имел дело с практикой дисциплины , которую он ведет. Зато теоретиков, преподающих теорию 50 летней давности, по книгам 100 летней давности- у нас предостаточно. Это во всех направлениях, во всех высших учреждениях. Поэтому всё зависит от самого студента, если он хочет заниматься тем на что учится, значит он 90% знаний будет получать за стенами вуза, значит он будет заниматься самообразованием. Вот поэтому у нас столько много выпускников с корочками, “без правильных” знаний,которым приходится переучиваться , а зачастую изучать что-то с нуля при устройстве на предприятие. Всё потому, что они думали что вуз им даст все необходимые знания. А в итоге потраченное время и денежные средства. Но ситуация меняют предприятия, которые хотят вырастить своих сотрудников и готовы тратить средства на обучение своих кадров. Хотя почему они должны тратить на это средства, чему обучали студента 5 лет в институте то????? Тратят деньги на то чтобы обучить тому ,чему должны были обучить, вместо того чтобы потратить эти деньги на новый станок или оборудование??? Тогда и возникает вопрос кому давать это разрешение работы, тому у кого бумажка или всё же опыт. Как определить соответствующее образование, и его соответствующий уровень? Что будет показателем???!!!!!
    Я всё таки считаю, нужно обучаться именно у тех учителей, знание и опыт , которые они могут передать действительно будут чего-то стоить, и не важно получите вы после такого обучения документ какой-то или нет, всё таки цель состоит не в получение письменного подтверждения. И конечно всегда нужно черпать знания и самому, и не надеяться на то что кто-то вам откроет рот и положит всё на ложечке. При этом не нужно ограничиваться чем то одним, нужно изучать различные сферы жизни, а не только что-то профильное, касательно выбранной специальности.
    Вспомнил тут одну очень хорошую, мысль от одного неплохо преподавателя: ” студент троечник вуза получает больше знаний по итогу обучения, и шансов устроиться на престижную работу у него больше. Он в отличие от отличника не работает в рамках заданной программы, тройка его мотивирует к изучению и дополнительных материалов. И зачастую у таких студентов к концу обучения в их ведомостях резко меняется ситуация с оценками “.
    Не верите? А ведь примеров масса, даже среди моих друзей и знакомых.
    Всё вышесказанное, говорю я Вам исходя из своего опыта, человек, который имеет техническую-инженерную корочку, по которой можно выбрать профессию в том числе и инженера-технолога. Но, я не черта не знаю почти о допусках, посадка и допускаемых квалитетах, хотя официально у нас этот курс был прочитан. Упаси страну от таких технологов и кто в них инвестирует. Я не могу сказать, что обучение в университете мне не дало ничего и прошло время в пустую. Нет , сказать так это будет полнейшей ложью, на против, я научился находить выход из безвыходных ситуаций, переосмыслил в целом свой взгляд на обучение, можно сказать, что я научился обучаться. Хотя и зачастую мне приходится возвращаться к элементарному. Благо, я выбрал ту сферу профессиональной деятельности, которая мне по душе, и по которой я всегда ищу новые возможности для развития и роста, и пытаюсь черпать знания от куда это только возможно.
    Вот и получается ,что вроде есть на бумагах и учебные заведения, и квалифицированные специалисты, и вроде государство готово поднимать промышленные мощности и заинтересованно в том чтобы начать производить что своё. Даже вон слово такое ввели “импортозамещение”. А по факту,что получается? Мы всё ещё закупаем ткани, машины, радиоэлементы и многое другое за границей. Вот такая ситуация и сложилось. Поэтому в первую очередь не нужно ни на кого-то надеяться , а начинать действовать самим. А то получается ,что мы просто зрители, способные только на размышление о проблемах, но никак не можем предложить решение.

  4. ANNA 08.12.2015 at 19:22

    Дааа, Денис, не дай Бог вам попасть к врачу который 90% знаний получил за приделами университета, или носить обувь от модельера- самоучки.
    Да,в университете у нас дела обстоят не очень с практикой, но теоретическая база достойная, и не понимаю о том что вы говорите, как можно учиться и не хотеть в дальнейшем работать по своей специальности. Это дорогие мои ваша личная проблема, и вы потеряли 5 лет своей жизни зря.Естественно тот кто не хочет работать по специальности не будет дальше развиваться в этой сфере. И интересно если по вашим словам “КОРОЧКА” ничего уже не значит, приведите мне пример предприятий которые на должности конструкторов или модельеров берут без соответствующего образования? Мы вообще сейчас какие профессии обсуждаем?
    Есть специальности по которым образование просто необходимо.

  5. Денис Алексеев 08.12.2015 at 21:22

    Анна, я лучше попаду в такому врачу, который получил помимо знаний в мединституте, знания за стенами и подкрепил их практикой, спас ни одну жизнь. Наличие диплома врача не гарантирует вам прекрасного лечения, кто Вам гарантирует, что это врач с корочкой прилежно отходил на все занятия, и прилежно учился, и тем более никто не гарантирует что ему дали правильный материал? С чего Вы уверенны что Вам назначать тот нужный препарат, который поможет и на который у Вас не будет аллергии к примеру??? “Лобановых” знаете тоже хватает. Да зайдите в гос поликлинику любую, увидите всё сами, весь абсурд происходящего, посмотрите как половина врачей работает. А потом для контраста, в клинику с международным признанием. Как всем известно врачи проходят в конце обучения последипломную практику- интернатуру. И вот на ней фактически и переучивают зелёных студентов во врачей, это делают именно действующие лечебные учреждения, а не вузы. А отрицать тот факт,что в любом в вузе дают максимум 10-15 процентов материала, просто тоже самое что смотреть на мир через розовые очки.
    Я не заявляю тут ,что нужно бросать или не идти обучаться в высшие учебные заведения, а просто по статьям из гугла учится чему-то( ” окей гугл, как стать врачом”), нет конечно, это было бы даже смешно. Я говорю, что можно найти место где более грамотные преподаватели, что нужно по мимо материала получаемого в стенах учебного заведения, развиваться и находить дополнительные способы обучения( Мастер-классы, курсы повышения квалификации, учебные программы на предприятиях, стажировки), где хотя бы спикеры курсов имеют опыт работы в сфере, по которой ведут учебную дисциплину.
    Я не потерял 5 лет своей жизни в университете, хотя бы потому что я сам выбирал место прохождение учебных практик и штудировал достаточное количество доп материала не предусмотренного программой. Знаете какое моё было удивление после первой практики, в том что преподаватель по одной из дисциплин уже имел меньше знаний по оборудованию, чем я после практике, и мне приходилось временами его поправлять.Всё потому,что он никогда не работал с ним, и конечно же он не знает некоторых нюансов работы, поскольку многого по производственному оборудованию не найдёшь просто в интернете, документация бывает зачастую достаточно закрытая. Такая же ситуация была и с некоторыми другими одногруппниками, которые тоже уже на тот момент работали по специальности непосредственно на производстве. Да я выбрал путь не технолога, и выпускающею кафедру связанную больше с конструкторской разработкой кино- и фото- оборудования и телевизионных систем, и при разработке диплома я прошёл такой путь самообучения, вы даже не представляете, сколько мне пришлось изучить самому, чего в университете даже намека не было. И знаете как приятно чувствовать себя на защите диплома, когда понимаешь,что половину из того что ты рассказываешь просто не понятно членам принимающей аттестационной комиссии, и не могут тебе задать не один вопрос и подкопаться, только из-за не знания, и бояться показать себя с не лучшей стороны.
    Если мы говорим о нормальных производствах, не остатки от совка, живущие за счёт госзакупок и оплачивающий своим инженерам-конструкторам, зарплату порядка 15-20 тыс рублей, то там фактически не имеет значение корочка. Понятно дело что идя в какую-то сферу работать нужно получить какой-то багаж знаний, и пройти обучение, но голословно заявлять себя квалифицированным специалистом получив диплом института, лучше не стоит, поверьте могут найтись люди без диплома, которые будут больше иметь знаний.
    И компании при поиске сотрудников всегда в первую очередь обращают внимание на опыт работы соответственно, на портфолио или шоурил.
    Хотите конкретный пример предприятий, возьмите небольшие, но признанные не государственные компании. Это могут быть НИИ, небольшие конструкторские бюро, или компании по нефтепереработке, тот же Леннефтихим. Поверьте если придёте в одну из таких компаний с корочкой отличника, и не сможете ответить на элементарный вопрос по производству, только потому что вузе это не включено в программу, долго там не задержитесь. К тому же есть примеры тех, кто долгое время работал на фрилансе удаленно, разрабатывал конструкторскую документацию, а затем их очень успешно приглашали на предприятия.
    А если уж говорить о творческих профессиях в сфере кино, телевидения, фото, театре и танцевальных труппах, и др, то о слове диплом можете вообще забыть. Нет шоурила, портфолио, демки, всё “давай до свидания!”. Поэтому к примеру композеры и моушендизайнеры, обучаются непосредственно в творческих командах, а не в учебных заведениях.
    Конечно ,я не оспариваю , того факта,что образование необходимо, говорю только о том что показателем образованности не может служить диплом вуза. По крайне мере на данном этапе это так.В этом и заключается проблема. Государственные вузы просто застряли где-то лет 30 назад и не хотят что-то менять, в то время как меняется всё вокруг.

  6. ANNA 09.12.2015 at 02:12

    Я рада что мы сошлись во мнении что образование всё же необходимо! И мне имея достойную основу практики приходится иногда рассказывать преподавателям что да как, но боюсь что без диплома изночально меня бы даже не взяли в компанию в которой я получила эту практику, так как незнала бы элементарно основ, например по построению, перенять опыт от профессионалов работающий в САПР или АССОЛЬ я бы не смогла! Так что база необходима, перед тем как начать работу в программе необходимо уверенно работать с чертежами на бумаге, закрытыми глазами расставлять необходимые параметры.
    Я обязательно посвящу несколько представителей кафедр в общественное мнение. И спасибо вам за него.

Яндекс.Метрика